Ярлыки

отношения (75) жертва (60) нарцисс (56) психопат (53) газлайтинг (49) манипуляция (49) зависимость (48) любовь (38) обман (33) мужчина и женщина (27) ложь (24) общение (22) Бог (20) конфликты (19) семья (19) брак (16) самооценка (15) религия (14) энергетика (14) жертвенность (13) развитие (13) энергетический вампиризм (13) дети (12) душа (12) иллюзия (12) вера (11) вселенная (11) культ (11) агрессия (10) грехи (10) секта (10) успешность (10) воспитание (9) работа (9) родители (9) созависимость (8) влияние (7) депрессия (7) здоровье (7) мудрость (7) страхи (7) уверенность в себе (7) эмоции (7) болезнь (6) гармония (6) жизненная сила (6) секс (6) возможность (5) выбор (5) заработок (5) лень (5) настроение (5) наука (5) социопат (5) тренинг (5) апатия (4) блоггер (4) женщина (4) зависть (4) подросток (4) расстройство личности (4) счастье (4) целеполагание (4) экстрасенсы (4) власть (3) дружба (3) маменькин сынок (3) навязчивые мысли (3) планирование времени (3) проблема (3) психопат на работе (3) ревность (3) сглаз (3) тайм-менеджмент (3) Анорексия (2) злость (2) изучение языков (2) интернет (2) медицина (2) пессимизм (2) психолог (2) радость (2) сми (2) фанат (1) фобии (1)

суббота, 8 апреля 2017 г.

Почему люди присоединяются к культам?

Сразу поясню, что в этой статье в понятие "культ" я включаю не только религиозные секты, но и все, написанное ниже:

  • тренинги личностного роста и обучающие семинары с кучей ступеней, длящиеся годами и поглощающие кучу денег; 
  • организации, которые что-то продают по принципу пирамиды и организуют для своих членов мероприятия, на которых формируют эмоциональную зависимость
  • любые группы, считающие себя особенными на фоне религиозных, расовых, политических, мистических и так далее доктрин;
  • игровые сообщества и группы социальных сетей, в которых сутками зависают люди, не имеющие общих интересов помимо  темы соц.группы;
  • националистические/расовые объединения, навязывающие  свое мнение и позволяющие себе громкие высказывания и физические действия в сторону всех остальных людей, которые не принимают/критикуют их взгляды ИЛИ просто живут по-другому;
  • группы - приверженцы некой сверх ценной идеи, которую все остальные люди считают не совсем адекватной;
  • люди, группирующиеся возле какого-то учителя/теоретика годами. 


Все эти группы предлагают своим участникам вот что:
1. "Дружбу" - очень эмоционально насыщенную близость до глубины души. Возникает вопрос, почему человек, вступивший в группу, не имел открытого эмоционального контакта с людьми раньше и бежит на тренинг или в секту за друзьями... ну или меняет своих друзей "до" группы на ее членов; возникает мысль о наличии у него некоторых проблем с коммуникациями в нормальном обществе и реалистичности представлений о самом себе.
2. Общение... много общения на общую тему, которую продвигает в массы лидер группы. Если до посещения группы выраженных интересов у человека не было, он не знал, чем заняться по жизни, чем заинтересовать людей, - его проще простого вовлечь в какой-то непонятный интерес, красиво обставленный и обусловленный псевдопринятием в стиле "если ты будешь верить в то же, во что верим ты, - то ты по умолчанию принят и достоин любви". Как вы думаете, насколько безусловна такая любовь? А еще интереснее, как быстро закончится любовь и общение, если покинуть группу?
3. Уникальность. "Я здесь нашел себя, оказался прекрасным и мудрым, признанным каким-то там гуру как ценный кадр".  Или "я всегда знал, что я особенный, но обычные люди этого не видели, поэтому пришлось искать ненормальных" (читай людей с проблемами в построении отношений с обычными людьми из-за внутренней уверенности в своей особенности, отраженной в высокомерии, а затем обиде на то, что нормальные люди их почему-то посылают).
4. Возможность сделать какой-то вклад в некое общее дело для признания обществом. А также в большинстве случаев тихо слиться от личной ответственности и соврать себе, что внутри нет страха высказать в массы свое мнение. Ну или возможность обуздать внутренний страх "наконец-то кто-то признал, что я есть и что я значим".
5. Возможность взрастить и сохранять иллюзию принадлежности к лидеру и быть его "избранным адептом". В большинстве случаев это очередной самообман человека, и так запутавшегося в себе.
Поскольку численность мудрецов/старцев и компании, живущих на планете и способных видеть правду, очень небольшая, то ясно, что... ну, например, что среди психологов или религиозных лидеров эта пропорция сохраняется. Если религиозных лидеров 100 человек, это не значит, что все 100 будут реально мудрыми. Я имею в виду, что мудрость - это не прочтение миллиона книг по психотерапии или религии. Это обучение во внешнем мире, прохождение через свои грехи, дабы что-то понять о себе и мире. Среди стоматологов, которые лечат зубы, может оказаться человек, за час сидения в кресле у которого вы узнаете о себе больше, чем после года работы с дипломированным психотерапевтом. Просто потому что стоматолог - человек такой. Потому что на самом деле, если не углубляться во всемирную паутину лжи, каждый психолог/духовный лидер/преподаватель работает собой, а не техниками. Своей личностью, а не дипломами. То, как он реагирует на свои ошибки, страхи, ложь, страсти и так далее, является настоящим обучением.
Если лидер считает себя идеалом, которому уже нет смысла учиться и делит людей на "способных/ не способных понять истину", возникает сомнение в его мудрости. Если религиозный лидер никогда не совершал ошибок перед публикой и всегда божественен и свят в своих речах, - это четко продуманная игра, а не живая, стремящаяся к развитию и пониманию душа.
Исходя из вышесказанного, как вы думаете, какой процент психологов/гуру/религиозных лидеров способен реально помочь диалогом "наравне"?... вместо того, чтобы загнуть десятиэтажный словесный спам "тебя покарает небо!", "ты потерял себя!", который ни к чему кроме чувства удовлетворенности идеальным отражением себя в глазах адептов, не приведет?

Культы могут принять много форм, но у всех одни и те же особенности. Люди со сформировавшимися интересами, насыщенной жизнью и внутренней силой, не нуждаются в подобного рода особенностях, а вот неуверенные в себе, склонные к инфантилизму люди... Давайте глянем на эти особенности культов.
1. Тайное знание и/или посвящение в особенный круг  людей, имеющих превосходство над всеми остальными людьми. Общение, включающее сравнение себя с кем-то, является попыткой компенсировать внутреннюю неуверенность за счет нахождения некого преимущества перед оппонентом. Еще проще найти иллюзорное преимущество, собравшись в могучую кучку.
2. В культах используются программы "изменения мыслей", чтобы перепрограммировать способ, которым люди видят мир. Сильные личности имеют внутренний стержень и твердое мнение по многим вопросам, их умение адаптироваться к сложностям  подтверждено  миром, они решают сложности самостоятельно и не вваливаются в состояние безысходности при ошибке или неудаче, поэтому их способ видения мира перепрограммировать невозможно. Слабые люди боятся совершать сильные поступки, поэтому имеют слабо выраженную индивидуальность и их легко переубедить по любому их мнению. Достаточно иметь харизму и быть яркой фигурой, которой по умолчанию хотят быть они.
3. Хорошо продуманная вербовка. А позже ненавязчивые или навязчивые намеки и требования порвать связь с людьми, которые не принимают идеи культа (напоминает команду "устрани всех, кто не с нами"). Если адепт рвет связь с внешним миром, - он становится еще более зависим от общения внутри культа. Если адепт рвет связи с внешним миром, - его личность проще трансформировать.
4. Последовательная эксплуатация членов группы, чтобы продвинуть цели лидеров. Культы всегда навязывают правила, условия и модели поведения, причем в такой форме, что люди, имеющие самоуважение, их опровергнут, встанут и уйдут.
В конечном счете эти правила часто портят отношения с родственниками или друзьями вне группы.
5. Культы пытаются отключить критическое мышление своих членов. А отключить его можно, только если оно в голове человека еще не сформировалось или не закрепилось практикой.
Кто не знает, критическое мышление (оно же - зрелый взгляд на мир и здоровая связь с реальностью) это:

  • понимание несовершенства любого человека;
  • признание вероятности самообмана и иллюзий;
  • признание существования вопросов без ответов и явлений без смысла;
  • понимание абсурдности желания знать ответы на все вопросы и придать всему смысл в виде необоснованных откровений и фантазий, выдаваемых за истину;
  • признание, что факт существования человека является достаточным основанием для счастливой жизни без привлечения сверхъестественных «смыслов» и мыслей в стиле "они мне должны", "они виноваты в том, что я несчастен".

Люди, у которых могут быть проблемы с критическим мышлением, выглядят примерно так: слабая связь с реальностью, жизнь на автомате, отсутствие целей, вытеснение эмоций, приспособленчество, субъективное ошибочное восприятие других, самообман и вера в иллюзии, инертность, отсутствие активности по жизни, ориентация на поведение большинства, впадение в разные зависимости.
7. Культы сознательно вызывают сильные эмоции: страх, вину, гордость. Люди, для которых чувство вины является привычным... люди, для которых ощущение, что они особенные (а все остальные просто их не понимают), оно же гордыня, является привычным... люди, которые отрицают свои страхи... все они очень легко ведутся на вину, гордыню и страх. Потому что они отрицают в себе эти эмоции, а значит не могут их преодолеть и вытесняют. Садятся на крючок, который не могут проанализировать.
8. Культы часто разрабатывают свой собственный язык, литературу, стиль поведения, которые демонстрируют  особенность адептов, но в то же время прививают у них привычку безусловно принимать новые, часто абсурдные правила культа. У многих культов есть своего рода повестка дня и понятие о справедливости, которое очень напоминает Ветхий Завет в религии.
9. Культы создают видимость, что если вы покинете группу, - вы лишитесь счастья и мудрости. Часто выход из группы связан с преследованием или изоляцией. Адептам внушается мысль, что люди вне группы не понимают их. А поскольку адепты и до вступления в группу так считали и скорее всего отрицали свои страхи и вину... выйти почти невозможно.

Есть мнение, что пессимистичные, завистливые, лгущие себе, неуверенные в себе, лишенные выраженной индивидуальности и личностной силы люди чаще примыкают к культам. А люди альтруистические (искренне альтруистические, а не те, которые изображают альтруизм, имея тайные выгоды) и добрые примыкают к группам по интересам, которые являются нормальными.
Анализ состава культов поражает разнообразием их членов. Разный возраст, разная карьера, образование, идеология и таланты. Секта может привлечь аспиранта и неграмотного, пенсионера и подростка, богатого и бедного. Значит эти факторы не являются ключом к тому, почему люди вступают в культы. Ключом являются психологические потребности. Потребность в принятии и любви, потребность в почве под ногами, потребность в указании, куда идти и так далее.
Вербовщики знают, что легче завербовать людей, которые находятся в какой-то переходной фазе своей жизни, у которых что-то прошло, но не было заменено новым. Вербовщики знают, что легче завербовать людей, у которых внутри много пустоты и неопределенности, много страхов, из-за которых они с опаской выражают себя во внешнем мире. Легче вербовать людей, которые не могут положиться на себя и ищут кого-то, кто спасет их. Легче вербовать людей, которые чувствуют себя отчужденными от общества. Легче вербовать людей, которые находятся в депрессии или постоянно думают о бессмысленности, беспомощности, изолированы, недовольны миром, обижены на мир. Кстати, такие люди часто ищут друг друга и подружившись, поддерживают неконструктивную модель поведения друг в друге.
Легче вербовать застенчивых, скромных людей, которые часто подавлены и обижены на общество, потому что считают, что общество их задавило (иллюзия). Такие люди ощущают себя неловко среди сильных людей, поэтому им проще находится в группе с шаблоном поведения, с предсказуемостью и лидером, который говорит, что и как делать, чтобы получить одобрение общества (читай, участников культа).
Существенная разница лидеров нормальных групп (например, тренер группы в фитнесс-центре) от лидеров культов состоит в том, что они оба могут быть харизматичными, но лидер культа изолирует группу от внешнего мира. Кроме того, фитнесс-центр нужно посещать постоянно, прилагать физические, вполне реальные усилия (а в группе по обучению - нужно учиться). И в фитнесс-центр ходят сильные личности с внутренним стержнем и отсутствием патологической лени или хронической пассивности. А адепты культа с удовольствием оставляют ответственность за самих себя в руках лидера ценой своей свободы. Они предпочитают освобождать себя от целеустремленных сложных действий, от ошибок и критического мышления, которое привносит неуверенность во внешнем мире.
Адепты культа видят лидера как особенного человека, но по сути видят в нем себя. Они готовы поклоняться лидеру, потому что это дает возможность ощутить себя особенными.
У адептов культа часто присутствует страх посмотреть внутрь самого себя и туда вместо них смотрит лидер культа. Но делает это с целью контроля, поэтому смотрит на страхи и вину, а не на потенциал и сильные стороны. Соответственно такой человек не может примерять на себя роль учителя, который возьмет адепта за руку и поведет его к жизни, наполненной свободой, радостью и "невыносимой легкостью бытия". 

Комментариев нет:

Отправить комментарий